Летом 1983 г. в Луанду прибыли три командира роты из
ДШБ ВДВ. Цель – советническая и инструкторская работа во вновь создаваемой
бригаде ангольских коммандос. Но что-то не сложилось в политических
раскладах (насколько помнится- говорили о противоречиях между Президентом и
министром обороны) и контракт на подготовку спецназа был заключен с
португальскими инструкторами. Но повторяю – это все по слухам. Наши
советники, правда, этих инструкторов быстро построили («А у Вас есть план
занятий?», «А Вы утвердили график отработки нормативов?» - все, кто служил в
Непобедимой и Легендарной, знают, как это делается), но речь о другом – наши
ребята, два капитана и майор, остались за бортом.
Они не были спецназовцами в прямом
толковании этого термина. Но высокий уровень их подготовки может подтвердить
такой вроде бы малозначительный эпизод. Мы познакомились в четверг, на
следующий день после их прилета. В разговоре проскользнула тема, что в
субботу я собираюсь в гости к кубинцам, они напросились в компанию.
Договорились встретиться в 15 часов в нашей гостинице, но обстоятельства
сложились так, что меня забрали машиной в 13-00 и совсем другая компания.
Короче - никто не знал, «в каких я гостях». В 16-00 раздался стук в дверь и
в квартиру зашли эти два капитана. Немая сцена. За 1 час в незнакомом
городе, на третий день пребывания в незнакомой стране найти полузнакомого
человека – я считаю это профессионализмом. А если учесть то, что пришли не с
пустыми руками (а со спиртным на тот момент было крайне трудно) – высшим
пилотажем.
Реалии становления ВВС
Советник был хорошим летчиком. Он был
настоящим профи. На МиГ-17 он летал давно и насколько профессионально, что
чувствовал себя заместителем Бога, Командующего ВВС СССР и Зам. Командующего
FAPA DAA по ВВС по
эксплуатации и боевому применению самолета МиГ-17. Этому подтверждением была
и безупречная советническая деятельность в англоязычной Гвинее, откуда
советник без пересадки, минуя Москву(по сложнополитическим раскладам),
оказался в Анголе. Но законы авиации – они и в Анголе законы. На это он и
понадеялся…
Это произошло на третий или
четвертый день после прибытия Советника в Анголу. Он успел познакомиться с
соседями по общаге, выпить с ними «рюмку чая», подстрелить электрического
ската на пляжных отмелях (один клоун в чине капитана ухватился за гарпун,
вонзенный в тело ската, и получи высоковольтный разряд на глазах у всего
советнического аппарата ВВС и ПВО), познакомиться с районом полетов. Но не
успел ознакомился с особенностями местного менталитета. А он в корне
отличался от менталитета англоязычной Гвинеи.
В тот день Советник выполнял
свой первый полет в этой стране. Задача – «вывозной» полет для одного из
молодых ангольских летчиков, совсем недавно окончившего летное училище в
Союзе. Все как всегда – инструктор – сзади, проверяемый - в передней кабине.
Речь идет об учебно-тренировочном самолете МиГ-15ути, предназначенном для
обучения и тренировки летного состава. Одетый в обычную общевойсковую «фаплу»
и обутый в туфли «от 10 ГУ ГШ», Советник принял крылатую машину. Он
проверил подвижность рулей и механизации крыла, положение переключателей в
кабине, постучал по дополнительным топливным бакам, принял доклад от
ангольского стартеха о готовности машины для выполнения запланированного
задания.
Дальше- «2-17 разрешите
взлет!» … «217-у взлет разрешаю! Задание!»
Полет проходил штатно до
22_ой минуты. При заходе на посадку на удалении 17км «обрубило» двигатель.
Попытка повторного запуска результата не дала. Надо прыгать! По инструкции
первым должен покинуть самолет тот, кто находится в задней кабине, то есть
Советник.
Но Советник был опытным
летчиком. Он не мог допустить, что бы зеленый субтенент убился, не нюхнув
пороху. И он дал команду – «Прыгай!». А уж затем катапультировался сам.
Приземлился нормально.
Вокруг - «легкое» болото и масса змей. Советник храбро достал пистолет и
застрелил пару-тройку ползучих. А затем понял, что это бесполезно, и начал
выбираться в направлении авиабазы, отмахиваясь от ползучих гадов
подвернувшейся дубиной. Уже через час он был на автодороге, а еще через 30
минут – на авиабазе – очень мокрый и очень злой.
После этого я Советника в
туфлях на аэродроме не видел.
При расследовании летного
пришествия выяснилось, что дополнительные баки на МиГ-15ути топливом никто
не заправлял!?
Вот такая она была,
ангольская действительность!
Факт такой
имел место в 1983 году на авиабазе Лубанго. Фамилию Советника и ангольского
летчика не называю, просто потому что не помню.
Как я встречал Новый Год
Новый год в Анголе советские
встречали как обычно – в кругу друзей и с тоской по родине. Но тот, 1984 год
мне пришлось встретить несколько необычно. Женя, переводчик из Института
геодезии и картографии, с женой Машей пригласили меня отпраздновать новый
год в компании немцев, которых в их гостинице обитало человек сорок.
Занимались они чем то сугубо сельскохозяйственным. Мой друг Валера улетел в
Уамбо, компания не складывалась – и я согласился.
Столы были накрыты в большом
двухкомнатном номере на шестом этаже. В большой комнате – главный стол:
сырочек, лимончик, мандарины и море шнапса. В комнате поменьше – шведский
стол с весьма приличным набором серьезной закуски.
Собрались около девяти
вечера. Нас троих усадили на почетное место и началось преодоление языкового
барьера. Из хозяев русского не знал никто, на португальском с трудами
изъяснялись две переводчицы. Женя мог и на португальском и на немецком.
Знание немецкого объяснял скромно – «А я там был две недели». В общем, как
говаривал классик, процесс пошел. Было весело, но голодновато. Дело в том,
что с наших почетных мест, что бы добраться до закуски, нужно было
потревожить человек 10 -15 немчиков. Мы посчитали это не совсем удобным и
решили продолжать торжество при минимуме закуски. Демократы очевидно
посчитали это русской традицией и из солидарности тоже перестали закусывать.
В результате уже к ангольскому Новому году, не говоря уж о берлинском или
московском, подавляющее большинство хозяев были, мягко выражаясь, ХОРОШИ.
Поэтому, когда Женя попытался произнести тост «За советско-немецкую дружбу»,
добиться тишины удалось применением генетического оружия – строгого окрика –
AHTYNG!!! PARTIZAN!!! А
ведь подействовало!
Вот такое у меня состоялось
знакомство с европейскими традициями новогоднего стола.
ВСЕХ ВЕТЕРАНОВ АНГОЛЫ – С НОВЫМ ГОДОМ !!!
ДАЛЬШЕ
|